Акция! СКИДКА ДО 10% на все виды работ
Мы относимся с особым вниманием к каждому проекту и предлагаем
по-настоящему творческие решения. Ведь качество намного важнее количества.
Успейте оставить заявку и получите скидку на все виды работ по облагораживанию территории
Английский стиль сада, которому свойственны неправильные формы, часто противопоставляется французскому, то есть классическому стилю. Следовательно, и символизм и эстетические нормы у них противоположные.
История английского сада
До XVIII века французское влияние распространялось на английскую архитектуру и на искусство построения садов. Композиции французских садов, предками которых были итальянские, чрезвычайно структурированы, содержали симметричные фонтаны, геометрические партеры и перспективу. Таким образом, целью их построения являлось одомашнивание природы и демонстрация человеческой мощи c целью увековечивания военных побед, и были они необъятных размеров. В середине XVIII века, в период, предшествующий индустриализации, в Англии сад неправильной формы становится неким ответом на строгость и бедность архитектуры рядовых построек. Что лучше: природа полезная человеку или природа символичная, восхваляющая величие человека — противостояние этих двух мнений проявилось в культуре построек и облагораживании прилегающей территории. Сады в новом английском стиле служили не для того, что бы поразить пышностью, и не для того, чтобы создать впечатление господства человека над природой, но всего лишь, чтобы этой природой наслаждаться.
Такая концепция приводит к пересмотру взглядов на форму и размеры сада, и основным их девизом становится: маленькое, но красивое. Данную концепцию построения садов стали называть английским садом, которая впоследствии распространилась по всей Европе. Эта новая форма парков с извилистыми дорожками также пришла и во Францию, где она сначала была мало популярной, считалась экстравагантной и называлась англо-китайской. В Версале английский сад реализован в Малом Трианоне, построенном для Марии Антуанетты, и содержит серию искусственных холмов, озеро, грот, мельницу и сеть дорожек для прогулок, которая соединяет множество видовых точек для созерцания.
Точка обзора художника
Сады в английском стиле, появившись в XVIII веке, организовывались в соответствии с видовыми точками, которые открывались прогуливающемуся художнику, ведь именно художники часто выступали авторами концепций их построения. В видовых точках и заключается основная ценность английских садов, например таких, как одиноко стоящее дерево, скрученный ствол, лужайка, ручей, пруд или луг. Построение видовых точек происходит по тем же правилам, что и построени
е картины: поиск равновесия объемов, контрастности цветов, их сочетаний и, таким образом, поиск сочетаний посадочного материала. В противоположность оптической перспективе, которая была признаком классической модели сада, в английском саде ведущая роль отдается атмосферной перспективе, пришедшей из живописи. Глубина сада создается дымкой, заполняющей долины и витающей вокруг листвы боскетов. Так же организация английского сада — это последовательность видовых точек, основная концепция которого построена не на изменении уже существующего и придании правильных форм, а на акцентировании внимания на элементах природы. Английские сады им
еют неправильные геометрические формы в отличие от классических французских, которые в основном создавались архитекторами. Первым такие сады пейзажа начал создавать художник Вильям Кент (1685-1748).
Эволюция английского стиля
Английский стиль эволюционирует на протяжении всего XVIII и XIX столетия. В начале XVIII века, он представляет собой пейзаж, напоминающий античный стиль, и называется «идиллическим английским садом». В середине XVIII века, ландшафтная композиция становится строгой и чувственной – «возвышенный английский сад». В конце XVIII века английский стиль включать в себя особенности местности, в которой расположен сад (долины, холмы, склоны …) и играет на контрасте между элементами правильной формы и естественной природной. Такой сад называется «живописным английским садом» и в XIX веке распространяется по всей Европе.
В XIX веке в Англии английский стиль претерпел множественные изменения под влиянием пейзажистов. Среди самых известных — Гертруда Джекилл (1843-1932). В это время сад представляет собой место творческих экспериментов. Гертруда Джекилл начала активно использовать цветочные клумбы, которые известны в наше время как «миксбордеры». Этот тип сада называется «буржуазным», поскольку он придает большое значение фрагментации пространства и возвеличиванию виртуозности использования естественных видов растений при варьировании цветовой гаммы. Во времена Второй империи во Франции, английский стиль был официальным при обустройстве городских садов и парков, которые были неразрывно связаны с ботаническими садами. Цель их построения была скорее образовательная, нежели эстетическая, доминировавшая в Англии.
Характеристика английского сада
-
свободная концепция построения, которая допускает присутствие извилистых дорожек, дикой растительности, свойственной данной местности, сохранение оригинального ландшафта, включая холмы и склоны;
- присутствие архитектурных элементов сада: готические руины, мосты, статуи, лавки, которые аккуратно и ненавязчиво вписываются в общий ландшафт;
-присутствие различных фактур растительных элементов, их форма и цвета совершенно различны;
-прогулка представляет собой поэтические блуждания, так как отсутствуют прямолинейные аллеи, которые ведут человека. Данный тип сада – это не закрытое место, а пейзаж и произведение искусства.
Эстетические аспекты
-тщательно продуманная человеком имитация дикой природы;
-вдохновение естественной стороной пейзажа;
-воссоздание эффектов, производимых природой на душу человека;
-выражение поэзии данного места;
-отказ от правильности форм, что создает эстетику обновления. В соответствии с временами года и с временем дня английский сад дарит его посетителям различные ощущения и различные виды. Таким образом, метаморфозы элементов сада создают постоянное впечатление обновления. В связи с чем постоянно формируется новое отношение к природе, и, как следствие, к миру.
Символизм английского сада
Его внутренняя организация, в противопоставление французскому саду, символизирует свободу, которая нашла отклик во Французской революции. Строгим рамкам французского сада противопоставляется природный стиль английского, ставший в самой Англии традиционным.
Отказ от симметрии, присущей французскому саду, сродни отказу следовать устаревшим нормам поведения. Он стал символом освобождения от оков монархии и ее представителей.
В парке или в саду воссоздается более естественный природный облик. Для удобства посетителей размещаются скамейки в тени деревьев, чтобы создать возможность созерцать водную гладь озера или наслаждаться прохладой, но теперь эти скамейки не выставляются на всеобщее обозрение. Популярность английского сада в XIX веке символизирует возврат человека к идеалам дикой природы.
В Москве состоится конференция, посвященная проблемам современным парков
В Дендрологическом парке Полтавы проводят соревнования по рыбалке
Конкурс на реставрацию объектов садово-паркового искусства станет ежегодным
Тверской бульвар будет стилизован под старину
Г. Джекил, К. Хьюссей «Искусство оформления сада»
Таврический сад 23 мая приглашает на архитектурно-ландшафтный проект